Баланс микробиома – абсолютный тренд 2020 года.
Косметический диалог с микробиотой кожи.Клетки нашей кожи – только ли человеческие?
Кожа человека - самый большой орган в нашем теле, при этом она является тонкой гранью взаимодействий организма с окружающей средой. Первой сигнальной антенной кожи служит ее кислотная оболочка, или гидролипидная мантия Маркионини, в формирование которой значительный вклад вносят микроорганизмы. Она представляет собой микробиом – совокупность метагенома (ДНК), продуктов жизнедеятельности микроорганизмов и продуцируемых веществ кожи. Микробиом кожи - это особый фильтр для факторов окружающей среды, так как большинство агентов, пенетрируя через кожу, контактируют с микробиотой (клетками микроорганизмов).
Что мы знаем о своем микробиоме сегодня?
На микробиом организма человека приходится в 10-100 раз больше клеток, чем в остальной части нашего тела, и в то же время на несколько порядков больше генов, чем содержится в геноме человека. При этом кожа содержит второе по величине количество и разнообразие бактериальных клеток после кишечника. Ее микробиом включает в себя также намного меньшее количество архей, дрожжей и вирусов. Сегодня микробиом кожи рассматривается как особый слой кожи с незаменимыми функциям и именуется stratum microbium.
На сегодняшний день доказано множество благоприятных для кожи функций резидентной (постоянной) микробиоты:
● микроорганизмы нормализуют рН кожи, который повышается с возрастом;
● увеличивают содержание церамидов и свободных жирных кислот в эпидермисе, усиливая его структурную целостность;
● помогают противостоять окислительному стрессу;
● стимулируют синтез эпителиального белка филаггрина, играющего ключевую роль в формировании эпидермального барьера;
● обеспечивают возрастную иммуномодуляцию;
● способствовуют синтезу коллагена, гиалуроновой кислоты и снижают активность матриксных металлопротеаз;
● защищают кератиноциты от апоптоза в условиях стресса;
● модулируют влияние УФ излучения на клеточный ответ и иммунную функцию;
● синтезируют про- и противовоспалительные маркеры.
Как кожа распознает «полезных» и «вредных» бактерий?
Кожа – богатая экосистема, она функционирует как биологический барьер, препятствующий проникновению чужеродных патогенов, и одновременно заселена множеством полезных микроорганизмов. В течение всей жизни организма человека кератиноциты, иммунные клетки и микроорганизмы эпидермиса взаимодействуют друг с другом, чтобы интегрировать процессы поддержания физического и иммунного барьера кожи в гомеостатических здоровых условиях, а также при многочисленных стрессах, таких как ранение или инфекция.
Клетки кожи предоставляют микроорганизмам питательные вещества и микроэлементы, температурный режим и являются основой, на которой могут размножаться клетки. В обмен на это здоровая микробиота активно предотвращает заселение кожи патогенами. Конкурируя за субстрат для прикрепления, секретируя антимикробные пептиды (АМП) и стимулируя естественную защиту клеток кожи, микробиота образует двойную линию защиты от патогенных микроорганизмов наряду с самими кератиноцитами, производящими АМП (кателицидин, РНКаза 7, дефензины), барьерный белок кератин, жирные кислоты, молочную кислоту, оказывающие антимикробное действие. Однако патогенные микроорганизмы могут потеснить резидентных бактерий на коже как экологической нише, поскольку они способны секретировать факторы вирулентности (гидролитические ферменты, токсины), минующие орудия естественной защиты кожи. Их присутствие побуждает воспаление как защитно-приспособительный процесс, прежде всего через рецепторы TLR разных клеток кожи. Резидентные бактерии также влияют на иммунный ответ хозяина: они модулируют хронические воспалительные реакции.
Бактерии-комменсалы также могут проявлять патогенные признаки, т.е. являются оппортунистическими. Наиболее изученными примерами считатаются Staphylococcus epidermidis – кожный симбионт, который может проявить патогенные свойства в отношении иммунокомпромитированного хозяина; S. aureus (золотистый стафилококк) – постоянный микроб, но является важным патогеном при избыточной колонизации кожи. Propionibacterium acnes – грамположительная палочка-мутуалист – противодействует таким патогенам, как S. aureus и Streptococcus pyogenes, однако благодаря факторам вирулентности: гидролитическим ферментам, способности формировать биопленки – прочно ассоциирована с акне, может провоцировать фолликулит.
Чем чревато нарушение баланса микробиоты кожи?
Современные данные свидетельствуют о том, что дисбиоз тканевой микробиоты может лежать в основе статуса некоторых заболеваний кожи, при этом может быть как причиной, так и следствием этих недугов. Все чаще подтверждается связь атопического дерматита, розацеа, псориаза и акне с дисбиозом кожи. При акне андроген-индуцированное увеличение выработки кожного сала и нарушение кератинизации приводит к расселению липофильных бактерий Propionibacterium и Corynebacterium, усугубляющих акне. При розацеа описаны нарушения иммунной системы, которыми могут воспользоваться транзиторные патогенные микроорганизмы и обострить симптомы. Повлиять на течение таких заболеваний можно как нивелируя эндогенные факторы, так и помогая коже снаружи, поддерживая микробиом. Например, лечение атопического дерматита связано с повышением бактериального разнообразия кожи.